Hosted by uCoz
Петергоф

Летят алмазные фонтаны
С веселым шумом к облакам;
Под ними блещут истуканы
И, мнится, живы; Фидий сам,
Питомец Феба и Паллады,
Любуясь ими, наконец,
Свой очарованный резец
Из рук бы выронил с досады.
Дробясь о мраморны преграды,
Жемчужной, огненной дугой
Валятся, плещут водопады;
И ручейки в тени лесной
Чуть вьются сонною волной.

Дворцово-парковый ансамбль. Исторический очерк

Один из самых грандиозных садово-парковых ансамблей 18-19 вв. Расположен вдоль южного берега Финского залива в 29 км от Петербурга. Впервые упомянуто под названием Петергоф в 1705 в Исходном журнале Петра I. Создание ансамбля началось со строительства в 1714 дворца "Монплезир", Верхних и Больших палат. Первым архитектором Петергофа при Петре I был И. Браунштейн. Под его наблюдением создавались Большой каскад, каналы, аллеи, насыпана земляная дамба.<.P>

С 1713 проектирование возглавил Ж. Б. Леблон. Он проводил большие осушительные работы, проектировал водометы, руководил отделкой интерьеров дворца "Монплезир". Затем главным архитектором Петергофа стал в 1719 Микетти - создатель его фонтанной декорации. По чертежам Микетти сооружены десятки фонтанов, беседок, трельяжей, созданы по сторонам Верхних палат симметричные флигели с галереями.<.P>

После обследования Петром I ропшинских родников инженер-гидравлик В. Туволков спроектировал самотечный водопровод протяженностью 24 км (эта гидротехническая система действует и в наши дни). Летом 1721 систему опробовали, пустив водометы Большого каскада. За десять лет (с 1714) в Петергофе были разбиты Нижний и Верхний парки, построены дворцы "Монплезир", Верхние палаты, "Марли", Оранжереи и Эрмитаж.<.P>

25-летие со дня Полтавской победы было ознаменовано устройством грандиозного фонтана с монументальной группой "Самсон, раздирающий пасть льва" работы Б. Растрелли. Удачной была и работа его сына, зодчего В. В. Растрелли, который расширил петровские Верхние палаты и превратил их в Большой дворец с анфиладами парадных залов.<.P>

В конце 18 - начале 19 вв. архитекторы Д. Кваренги, А. Менедac, A. Штакeншнeйдep, И. Шapлeмaн создали вокруг регулярных петергофских парков множество новых лесопарков с дворцами, мостами, декоративными сооружениями.<.P>

В марте 1918 весь дворцово-парковый ансамбль был национализирован и превращен в музей. Во время Отечественной войны Петергоф был захвачен немцами и находился в оккупации 28 месяцев. Многие фонтаны и дворцы были разрушены, музейные ценности вывезены. Монументальные скульптуры Самсон, Тритоны, свинцовые барельефы Большого каскада и другие объекты были похищены.<.P>

После освобождения 27 января 1944 Петергоф был переименован в Петродворец, началось его разминирование и постепенное восстановление. 25 августа 1946 зазвенели струи Больших фонтанов, а еще через год поднялся водяной столб над воссозданной скульптором В. Л. Симоновым группой "Самсон, раздирающий пасть льва". Заканчивается восстановление Большого дворца - самого крупного здания Петродворца, составляющего единое целое с Большим каскадом, образующим подножье дворца. Средняя трехэтажная часть фасада выделена фигурной кровлей и переходит в симметричные, тоже трехэтажные части с шатровой кровлей меньшей высоты. Каждый период строительства нашел отражение в архитектуре фасадов. В отделке интерьеров парадных залов в разное время принимали участие не только Леблон, Микетти и Растрелли, но и Валлен-Деламот, а также многие другие талантливые мастера. Во время оккупации фашисты сожгли дворец. Его восстановление ведется по проекту В. М. Савкова и Е. М. Казанской с 1951. Восстановлены Картинный зал, Китайские кабинеты, Куропаточная гостиная, Столовый зал, Аудиенц-зал и самое большое и торжественное помещение дворца - двусветный Тронный зал.<.P>

Большой каскад. Аллея фонтанов, Нижний парк

В центре композиции Большого каскада - пятиарочный Большой грот, у его основания так называемый "ковш", посреди которого на стилизованной гранитной скале высится монументальная скульптура "Самсон, раздирающий пасть льва". Сооружение Большого каскада началось в 1716, при его проектировании (архитекторы Браунштейн, Леблон, Микетти) использовались эскизы Петра I. Скульптурное убранство каскада частично было отлито из свинца в Англии (1720-1721). В начале 19 в. оплывшую свинцовую скульптуру заменили бронзовыми позолоченными копиями с античных оригиналов и работами русских скульпторов (А. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин). В 1858-1860 гг. Большой каскад был капитально отреставрирован под руководством Н. Л. Бенуа.

В годы фашистской оккупации редчайший памятник зодчества был безжалостно разрушен, и только в 1947 его гидротехническую систему отреставрировали. Фонтан Самсон, символизирующий победу над Швецией, был отлит из свинца и установлен в 1735 в годовщину полтавской победы. В 1802 оплывшую за шестьдесят лет свинцовую скульптуру заменили позолоченной бронзовой работы М. И. Козловского. Новый пьедестал создан А. Н. Воронихиным.

Во время войны скульптура Самсон была похищена оккупантами. В 1947 по модели скульптора В. Л . Симонова на заводе "Монументскульптура" отлили в бронзе новую статую.

От каскада к заливу идет Самсоновский канал, который окаймляют 22 чаши Аллеи фонтанов. Эта аллея является своеобразными пропилеями, в перспективе которых открывается феерическая картина Большого каскада. Партер перед Большим каскадом замыкают колоннады, построенные Воронихиным в 1803 и восстановленные после разрушения в 1960-х годах. Фонтаны Адам и Ева были запущены в 1726 под руководством архитектора Т. Усова.

В Нижнем парке, состоящем из шести садов, функционируют фонтаны: Дракон, Лабиринт, два Римских, каскад "Шахматная гора", а также фонтаны-шутихи.

"Монплезир"

Дворец "Монплезир" построен архитекторами Браунштейном, Лебленом и Микетти по наброскам Петра I в 1714-1721. Одноэтажное протяженное и очень гармоничное здание было любимым местом Петра I. Оно более двухсот лет сохранялось как реликвия, связанная с жизнью императора. Великолепные интерьеры, в том числе знаменитые черно-лаковые панно Китайского кабинета, были полностью утрачены во время войны и выполнены заново художниками-палешанами под руководством Н. Зиновьева.

"Марли"

Двухэтажный миниатюрный дворец "Марли", отражающийся в водах Марлинского пруда, - единственное сохранившееся здание, дающее представление об облике первых петербургских загородных домов, архитектура которых ценна своей безыскусностью. Дворец "Марли", а также сады Венеры и Бахуса и Львиный каскад во время фашистской оккупации пострадали наиболее сильно. Их полная реставрация завершена только в 1980.

В комплекс сооружений Петергофского парка входят также Монплезирский сад с фонтанами, Китайский садик, Эрмитаж (архитектор Браунштейн, 1721-24) и дворцово-парковый ансамбль "Александрия" (архитектор А. А. Менелас, 1826-29).