Дочь Петра I и будущей императрицы Екатерины Алексеевны появилась на свет 18 декабря 1709 г. В этот день русские войска, победители в Полтавском сражении, развернув знамена, торжественно вступали в Москву. Получив радостное известие о рождении дочери, Петр устроил в ее честь трехдневное празднество. Царь очень любил свою вторую семью. Привязанность к близким у него, человека властного и сурового, принимала порой трогательные формы. В письмах к жене он передавал привет "четверной лапушке" - это было семейное прозвище Елизаветы в ту пору, когда она еще ползала на четвереньках. Летом 1710 г. Петр плавал по Балтике на паруснике "Лизетка" - так он называл крошечную цесаревну. В возрасте двух лет она вместе с четырехлетней сестрой Анной присутствовала на свадьбе своих родителей.
Петр рано начал отдельно писать царевнам, поощряя их подобным образом к овладению грамотой. Елизавета научилась читать и писать, когда ей не исполнилось и восьми лет. Петр I видел в своих дочерях орудие дипломатической игры и готовил их к династическим бракам, чтобы укрепить международное положение России. А потому он прежде всего обращал внимание на изучение ими иностранных языков. Елизавета в совершенстве знала французский, говорила на немецком и итальянском языках. Кроме того, царевен обучали музыке, танцам, умению одеваться, этикету. С детства Елизавета страстно полюбила танцы, и в этом искусстве ей не было равных.
Еще в 1720 г. отец попытался устроить брак Елизаветы с французским королем Людовиком XV, ее одногодком. Но в Версале сдержанно отнеслись к предложению русской стороны из-за происхождения царевны: ее мать была простолюдинка, в момент рождения дочери не состояла в браке с царем. Позднее Елизавета была сговорена за Карла Августа Голштинского, но он умер, так и не успев стать ее мужем.
Положение юной Елизаветы при дворе и в государстве резко изменилось в 1727 г. Прежде жизнь походила на сказку. Ее окружало молодое общество, где она царила не только по праву высокого происхождения, но и благодаря личным достоинствам. Быстрая на выдумки, приятная в обхождении, Елизавета была душой этого общества. От родителей она получала достаточно денег, чтобы удовлетворить свою страсть ко всякого рода развлечениям. В ее окружении все бурлило весельем, она была вечно занята: поездки по Неве и за город, маскарады и балы, постановки спектаклей, музицирование, танцы... Это непрерывное и безоглядное упоение жизнь" кончилось, когда умерла мать Елизаветы, императрица Екатерина I. При дворе Анны Иоанновны цесаревне оказывались полагающиеся ей почести. Однако Елизавета чувствовала себя чужой в царском семействе. Отношения ее с двоюродной сестрой-императрицей не отличались теплотой. Анна Иоанновна назначила Елизавете более чем скромное содержание, и царевна, ранее не знавшая счета деньгам, теперь постоянно испытывала в них нужду. Предполагают, что императрица не могла забыть своего унизительного положения в Митаве, когда она из-за вечной нехватки средств весьма часто обращалась с мольбами о помощи к родителям Елизаветы и далеко не всегда получала просимое. А потому и царевне при ней жилось несладко.
И, наконец, Анну Иоанновну тревожили права Елизаветы на российскую корону. Императрица видела в своей родственнице серьезную соперницу и не на шутку опасалась государственного переворота в ее пользу. Анна распорядилась установить за цесаревной слежку. Чтобы избавиться от Елизаветы, ее хотели либо выдать замуж куда-нибудь подальше от Петербурга и за "безопасного" принца, либо насильно сделать монахиней. Подходящего жениха так и не подыскали. А угроза пожизненного заточения в монастыре для Елизаветы стала кошмаром, от которого она избавилась, только взойдя на престол. Цесаревна вынуждена была вести себя крайне осторожно. Любое необдуманно сказанное слово - ею или кем-то из близких ей людей - могло привести к катастрофе. Она подчеркнуто не интересовалась политикой.
И тем не менее опасения Анны Иоанновны не были лишены основания хотя бы потому, что дочь Петра I любили в гвардии. Она часто посещала казармы Преображенского и Семеновского полков. Знакомые гвардейские офицеры и солдаты нередко просили Елизавету быть крестной матерью их детей, и она охотно выполняла их пожелания. Именно в среде гвардии Елизавета нашла своих горячих сторонников, с помощью которых в ноябре 1741 г захватила власть в государстве.
С первых дней правления Елизаветы при императрице сложился круг ее давних приверженцев, занявших все важнейшие государственные и придворные посты. Страстная любовь к народным песням стала причиной внимания Елизаветы к Алексею Григорьевичу Разумовскому. Украинский казак, редкостный красавец, он попал в Петербург благодаря своему великолепному басу. Его взяли в придворные певчие еще в 1731 г. Взойдя на престол, Елизавета Петровна пожаловала безродному Разумовскому графский титул и звание генерал-фельдмаршала, а в 1742 г., как утверждают многие историки, тайно с ним обвенчалась. Слухи об этом браке неизбежно рождали и легенды о якобы существовавших детях Елизаветы и Разумовского - например, княжне Таракановой и даже о целой семье Таракановых.
Одним из ближайших помощников императрицы был Михаил Илларионович Воронцов. Вице-канцлер с 1744 г., он сменил А. П. Бестужева на посту канцлера империи в 1758 г. Государыня вернула из ссылки и приблизила к себе оставшихся в живых князей Долгоруковых, графа П. И. Мусина-Пушкина и нескольких других русских вельмож, пострадавших во времена правления Анны Иоанновны. Елизавета убрала иностранцев со всех ключевых постов в государстве, не вовсе не собиралась изгонять из страны иностранных специалистов, в которых остро нуждалась Россия.
Разработка внешнеполитической программы и русская дипломатия елизаветинской эпохи в основном связаны с именем проницательного и опытного государственного деятеля канцлера Алексея Петровича Бестужева. По его инициативе весной 1756 г. для рассмотрения вопросов внешней политики и руководства боевыми действиями во время общеевропейской Семилетней войны 1756-1763 гг. был учрежден новый правительственный орган - Конференция при высочайшем дворе (постоянное совещание высших сановников и генералитета в составе десяти человек). С проблемами русско-шведских отношений Бестужев столкнулся в конце 1741 г., когда его назначили на пост вице-канцлера. Оправившаяся после поражения в Северной войне Швеция надеялась взять реванш и на полях сражений пересмотреть условия Ништадтского мира, согласно которому Россия отторгла шведские владения в Прибалтике. Летом 1741 г. началась русско-шведская воина, закончившаяся полным разгромом шведской армии. В августе 1743 г. в Або (Финляндия) был подписан мирный договор: шведское правительство подтвердило условия Ништадтского мира, заключённого Петром I. Семилетняя война, в которой Россия с целью территориальных приобретений сражалась на стороне Франции и Австрии против Пруссии и Великобритании, после отставки Бестужева велась уже при М. И. Воронцове - его преемнике. В начале 1758 г. русские войска вошли в Восточную Пруссию и заняли Кенигсберг. В августе следующего года в сражении при Кунерсдорфе прусская армия потерпела поражение, a в сентябре 1760 г. русские войска вступили в Берлин, который затем вынуждены были покинуть из-за несогласованности действий союзников. Победы русской армии имели решающее значение для разгрома Пруссии, чьи вооруженные силы считались тогда лучшими в Европе.
Вступая на престол, Елизавета провозгласила себя продолжательницей дела своего великого отца. Следование петровским "началам" обусловило, в частности, интерес императрицы к экономическим вопросам, развитию промышленности и торговли. Поощряя дворянское предпринимательство, Елизавета повелела в 1753 г. учредить Дворянский заемный банк, выдававший ссуды помещикам под залог земли. В 1754 г. был основан Купеческий банк. Быстрыми темпами создавались новые мануфактуры (промышленные предприятия). В Ярославле и Серпухове, Иркутске и Астрахани, Тамбове и Иванове, в дворянских имениях мануфактуры производили сукно и шелк, парусину и канаты. В помещичьих хозяйствах широкое распространение получило винокурение. Важные последствия имело решение правительства Елизаветы, принятое в 1753 г., об отмене внутренних таможенных пошлин, которые взимались по городам и дорогам России издревле. В результате этой реформы удалось покончить с экономической раздробленностью России. Это был смелый по тем временам шаг. Во Франции, например, внутренние таможни перестали существовать лишь в ходе революции конца XVIII в., a в Германии - в 30-х гг. XIX в.
Елизавета значительно расширила права и вольности дворян. В частности, она отменила закон Петра I о недорослях, по которому дворяне должны были начинать военную службу с юных лет солдатами. При Елизавете детей записывали в соответствующие полки уже с рождения. Таким образом, в десять лет эти юнцы, не зная службы, становились сержантами, а в полк являлись уже 16-17-летними капитанами. В период правления Елизаветы Петровны сложились благоприятные условия для развития русской культуры, прежде всего науки и образования.
Академия наук участвовала в организации географических экспедиций на Дальний Восток с целью подробного изучения северо-восточных границ Российской империи. В середине XVIII в. появились четырехтомное сочинение натуралиста И. Г. Гмелина "Флора Сибири" с описанием 1 200 растений и первый в России этнографический труд "Описание земли Камчатки", принадлежавший перу С. П. Крашенинникова.
Указ 1744 г. "О соединении в губерниях школ в одно место и обучении в них всякого чина людей..." облегчил доступ в училища детям из непривилегированных слоев населения. В 40-50-е гг. к существовавшей с 1726 г. первой гимназии в Петербурге прибавились еще две - при Московском университете (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1752 г. Навигацкую школу, основанную Петром I, реорганизовали в Морской шляхетскии кадетский корпус, где готовили офицеров российского военно-морского флота. 25 января 1755 г. Елизавета подписала указ об основании Московского университета. Распространение университетского образования в России было заветной мечтой российского ученого и просветителя М. В. Ломоносова. Склонив на свою сторону вице-канцлера М. И. Воронцова и еще более влиятельного фаворита И. И. Шувалова, Ломоносов составил проект открытия университета в Москве. В одном ряду с этим событием стоит учреждение в 1756 г. русского профессионального театра Федора Волкова и Александра Сумарокова, а в 1758 г. - Академии художеств.
Возникновение интереса к изящным искусствам в русском обществе времен Елизаветы Петровны напрямую связано со страстным увлечением ими самой императрицы. Можно сказать, профессиональный театр, опера, балет, хоровое пение вышли из стен ее дворца. Даже в тяжелые для молодой Елизаветы годы правления Анны Иоанновны при "малом дворе" цесаревны ставилось множество спектаклей. Участвовали в них ее придворные и певчие. Пьесы были "на злобу дня". В аллегорической форме они рассказывали о печальной судьбе полуопальной царевны, политическом положении в стране. Интерес к театру Елизавета не утратила и будучи императрицей. Она наслаждалась спектаклями, даже если видела их неоднократно. Особенно популярны в России середины XVIII в. были пьесы А. П. Сумарокова. Не только торжества и праздники, но и обычные застолья Елизаветы Петровны обязательно сопровождались игрой оркестра и пением придворных музыкантов. Как пишет известный историк Е. В. Анисимов, "в елизаветинское время музыка стала составной и непременной часть" жизни дворца и петербургского дворянства". Императорский оркестр из высокопрофессиональных итальянских и немецких музыкантов исполнял произведения западноевропейских композиторов. Давались и концерты, рассчитанные первоначально на придворное общество, они позже стали публичными. Посещать их могли и горожане. На этих концертах русские слушатели познакомились с арфой, мандолиной, гитарой.
Пышно расцвела при дворе итальянская опера. На устройство спектаклей средств не жалели. Это были величественные представления с балетными номерами и декламацией, производившие неизгладимое впечатление на зрителей. В спектаклях наряду с итальянскими музыкантами и артистами были заняты и молодые русские певчие. Исполнение ими трудных итальянских арий вызывало восторг слушателей. В балетных постановках все чаще стали появляться русские танцовщики. Так закладывались основы русской национальной оперы и балета.
Елизавету весьма заботил внешний вид Москвы и Петербурга. Она издала немало указов, касающихся облика и быта обеих столиц. Дома в этих городах должны были возводиться по определенным планам. Из-за частых пожаров в Московском Кремле и Китай-городе запрещалось строить деревянные здания; извозчикам не разрешалась быстрая езда по городским улицам и т. д. Немало замечательных памятников зодчества относится ко времени правления Елизаветы, в том числе Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Большой Царскосельский дворец, собор Смольного монастыря, дворцы елизаветинских вельмож Воронцова, Строганова и Штагельмана в Петербурге. Все эти шедевры созданы архитектором В. В. Растрелли. В 1755. г. по приказу императрицы была привезена из Петербурга и смонтирована в Царскосельском дворце знаменитая Янтарная комната (кабинет), подаренная в свое время Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I.
Современники оставили немало воспоминаний с дочери Петра Великого. Приверженцы и недруги императрицы, люди, знавшие ее много лет, и те, кто видел государыню только мельком, - все они утверждали, что Елизавета в молодости и зрелом возрасте поражала необычайной, ослепительной красотой. Французский дипломат Кампредон так писал о юной цесаревне, которую прочили в супруги Людовику XV: "Все в ней носит обворожительный отпечаток, можно сказать, что она совершенная красавица по талии, цвету лица, глазам и изящности рук. Если ее свободное обращение удивит с первого раза французский двор, то вместе с тем и очарует его". А вот впечатление Екатерины II, которая познакомилась с Елизаветой, когда той было 34 года: "Поистине тогда нельзя было видеть в первый раз и не поразиться ее красотой и величественной осанкой. Это была женщина высокого роста, хотя очень полная, но ничуть от этого не терявшая и не испытывавшая ни малейшего стеснения во всех своих движениях; голова была также очень красива... Она танцевала в совершенстве и отличалась особой грацией во всем, что делала, одинаково в мужском и женском наряде. Хотелось бы все смотреть, не сводя с нее глаз, и только с сожалением их можно было оторвать от нее, так как не находилось никакого предмета, который бы с ней сравнялся".
Родители не готовили Елизавету к управлению государством. Ее предназначением был династический брак. А потому она получила лишь те знания, которые ей могли пригодиться при каком-нибудь европейском дворе. Уже будучи императрицей, она очень удивилась, когда узнала, что Великобритания - остров. Благодаря хорошему музыкальному слуху и голосу царевна много пела - с хором и соло. Придворных хористов для нее находили в основном на Украине, которая славилась прекрасными певческими голосами. Для этого она посылала в Малороссию специальных агентов. Есть сведения о песенном творчестве Елизаветы. Ее считают автором двух песен, которые дошли до наших дней. Писала она и стихи.
Приятный нрав и открытость принцессы, а также образ жизни, который она вела, многих вводили в заблуждение. Елизавету долго считали женщиной ветреной, добродушной и подверженной сильным влияниям. Только наиболее проницательные и: современников цесаревны отмечали, что "никто не может читать в ее сердце".
Елизавета обладала непростым, противоречивым характером. С возрастом это проявлялось все отчетливее. Легкая на подъём, она любила путешествовать. Однако "охота к перемене мест" с течением времени стала чрезмерной.
Государственный переворот, который Елизавета совершила, отобрав власть у правительницы Анны Леопольдовны, на всю жизнь испугал ее. Императрица безумно боялась, что ее столь же легко и неожиданно когда-нибудь лишат короны, а может быть, и жизни. Она приняла свои меры, которые порой ставили придворных в тупик. Елизавета поменяла местами день и ночь, спать она ложилась не раньше шести часов утра. Никто не мог сказать, когда государыня будет обедать или ужинать, никто не знал, где в эту ночь она ляжет спать. Опочивальни царицы менялись почти каждую ночь. С боязнью покушения связывают бесконечные перестановки и перестройки покоев императрицы: там непрестанно перемешали перегородки, двери и мебель. Немало хлопот внешнеполитическому ведомству доставляли внезапные отъезды Елизаветы из Петербурга. Это вызывало среди иностранных дипломатов нежелательные толки о положении в стране.
Набожность императрицы вызывает у историков сомнения, хотя она посещала многие храмы и оставляла им богатые вклады. Всего в ее царствование заложили или перестроили около 40 церквей. Не раз Елизавета предпринимала пешие походы на поклонение святым угодникам. Но такие походы больше походили на увеселительные путешествия, которые длились иногда не один месяц. Пройдя пешком несколько километров в сопровождении блестящей свиты, императрица делала остановку. И тогда разбивали шатры, которые по убранству и удобствам ничем не отличались от дворцовых. Несколько дней Елизавета охотилась, ездила верхом, а то и возвращалась в город. Затем приезжала на место стоянки, и шествие возобновлялось. Императрица была суеверна: верила в колдовство, сглаз, чудеса.
В российскую историю Елизавета Петровна вошла не только как императрица и поклонница изящных искусств, но и как страстная любительница нарядов. Ее гардероб поражал воображение. Во время московского пожара 1753 г. во дворце императрицы сгорели четыре тысячи платьев. После ей смерти Петр III обнаружил в Летнем дворце еще пятнадцать тысяч платьев, а также несколько тысяч пар обуви, более сотни неразрезанных штук богатых материй, два сундука с чулками. Елизавета обладала несомненным вкусом, и ее наряды были необычайно элегантны. Но второй раз она, как правило, одно и то же платье не надевала. Костюмы же меняла по два-три раза в день.
Императрица почти перестала бывать в обществе, предпочитая тишину и уединение. С середины 50-х гг. здоровье ее стало ухудшаться. Роковое обострение болезни произошло в конце 1761 г. Наследник престола Петр Федорович и его жена Екатерина Алексеевна находились возле постели умирающей. 25 декабря в четвертом часу дня прервалась жизнь блистательной Елизаветы.
Историки часто писали об отсутствии в годы правления Елизаветы Петровны громких дел и масштабных преобразований. Однако первый театр, Московский университет, распространение изящных искусств, отмена смертной казни за обычные уголовные преступления, Царское Село, Зимний дворец и Смольный монастырь - то ли не облик эпохи Елизаветы!